Меню

Как устроена минская школа без пластика?

25 ноября 2019

Примерно год назад минская гимназия № 19 решила максимально отказаться от пластика. Для местных школожителей это экологическое новшество – не сюрприз. Здесь привыкли экономить ресурсы, многие добираются на учёбу на велосипеде, давно сортируют мусор, разрабатывают и реализуют экопроекты – словом, делают всё, чтобы снизить влияние на окружающую среду. В народе эту гимназию так и называют – экологической. Оригинал статьи опубликован на ecoidea.by

О решениях. Простых и сложных

Звенит звонок. Распахнутые двери кабинетов выпускают на коридор десятки детей. Уже по ним заметны первые результаты проекта «Школа без пластика»: школьники и школьницы носят спортивную форму в зелёных тряпичных мешках с логотипом гимназии, а это – минус десятки одноразовых пакетов.

Мы встречаемся с учительницей английского языка Ларисой Песковой, но знакомимся с ней в другом качестве – как с руководительницей проекта «Школа без пластика».

Лариса Пескова, руководительница проекта «Школа без пластика» в гимназии № 19. Фото Юлии Семенченко

– С каждым днём пластика в нашей жизни становится всё больше: он переполняет свалки, распадается на микрочастицы, попадает во все живые организмы на планете и делает это не без вреда. Это важно знать не только экологам, но и всем остальным. Детям – с раннего детства, – говорит Лариса Николаевна. – И школа может стать тем местом, где научат снижать свой пластиковый след. 
А может и не стать. Ведь часто для того, чтобы упростить себе жизнь, в учреждениях образования закрывают глаза на простые экологические решения. Например, часто 
побуждают родителей закупать одноразовые стаканы.

– Одна из задач нашего проекта – это организовать питьевой режим в школе, не используя пластиковую посуду, – рассказывает собеседница.

В новом учебном году в гимназии появились кулеры с питьевой водой, подключенные к центральной системе водоснабжения. Так здесь отказались от бутилированной воды. Обслуживание кулера не требует пластиковых ёмкостей, нужно лишь периодически менять фильтры. Всего в гимназии поставили 11 кулеров с питьевой водой, их вполне достаточно для 730 учащихся и 70 педагогов. Покупка кулеров требует немалых первоначальных вложений, но, надеются в гимназии, система окупится быстро, а главное – является экологичной альтернативой бутилированной воде.

Так выглядят места для питья. Фото Юлии Семенченко

Видим, что переход к школьной жизни без пластика происходит, но не всё сразу. Возле каждого кулера в урнах лежат одноразовые пластиковые стаканчики. Тут же подбегает младшеклассник, хватает из держателя стаканчик, наливает воду, выпивает и убегает обратно в класс. И это секунд за 15. 

Из соседнего класса выходят дети постарше – четвероклассники. А вот у них есть многоразовые бутылки для воды. Оказывается, что в их классе со своими бутылочками на учёбу приходят человек десять. Они признаются: со своей тарой даже удобнее, не нужно каждый раз бегать за стаканчиком.

Дети признаются, что им удобнее со своими бутылками. Фото Юлии Семенченко

«Мы – за отказ от одноразового пластика». Фото Юлии Семенченко

Спрашиваем у ребят из 9 «В», знают ли они зачем в гимназии установили кулеры. Знают: «Мы – за отказ от одноразового пластика». На информационных часах старшеклассники и старшеклассницы показывают младшим бутылки для воды, рассказывают, почему они их носят и призывают делать то же самое.

– Среди родителей не было категоричных отказов от многоразовых бутылок, – рассказывает учительница. – Проблема пластика лежит на поверхности, её уже никто не отрицает. Большинство многоразовых бутылок, которыми пользуются дети, – тоже из пластика, но это долговечная вещь. Ею можно пользоваться несколько лет и не только на территории школы.

Пока пластик в гимназии всё же есть. Его, как и другие виды потенциального вторсырья, собирают здесь отдельно лет десять. За перерабатываемым мусором приезжает машина предприятия «Белвторресурсы».

– Лучше всё же стремиться к тому, чтобы пластика в ваших контейнерах не было вообще. Если его увезёт машина на переработку, это совсем не значит, что он будет переработан, – рассказывает учащимся сотрудница Центра экологических решений Мария Сума. – В Беларуси пока существует проблема с переработкой пластиковой посуды из-за того, что её собирается слишком мало, да и непонятно, из какого вида пластика она сделана. Поэтому стаканы из той самой мусорки под кулерами, скорее всего, просто попадут на свалку.

Если учащиеся приносят в школу собранное вторсырьё, то они получают за это специальные листочки, а потом – призы. Фото Юлии Семенченко

Альтернативу пластику в этой гимназии можно увидеть и в других предметах. Например, вместо обложек для учебников из поливинилхлорида у некоторых детей тканевые обложки. 

Льняная обложка для книги. Фото Юлии Семенченко

В гимназии есть группа инициативных родителей, которые делают для своих детей подставки для книг из фанеры. При организации общешкольных праздников здесь отказались от воздушных шаров в пользу самодельных украшений.

Не пластиком единым

Тема экодружественности включена здесь практически в каждый урок, а каждый из классов ответственный за своё эконаправление. Например, учащиеся 9 «В» работают над сокращением выбросов и агитируют пересесть на велосипед. И условия в гимназии созданы максимально комфортные: к гимназии подходит велодорожка, есть своя велопарковка.

Велоинфраструктура минской гимназии № 19. Фото Юлии Семенченко

В День без автомобиля, который ежегодно проходит в Беларуси 22 сентября, ученики и ученицы рассказывают минчанам о том, зачем пересаживаться на велосипед. В Дни здоровья всех детей приглашают приехать в гимназию на велосипеде и поучаствовать в соревнованиях.

– Все родители знают, что у детей есть возможность приезжать на велосипеде. Мы показываем, что это не только возможно, это – нормально, – рассказывает Лариса Пескова.

В коридоре стоит полка для буккроссинга, позволяющая обновлять личные библиотеки. 

Полка буккроссинга. Фото Юлии Семенченко

В одном из учебных помещений – зимний сад, где можно ухаживать за растениями и животными. 

Зимний сад в гимназии. Фото Юлии Семенченко

На уроках труда вещи часто «перерождаются» в новые. Об этом рассказывает даже декор кабинетов. Например, на полках можно увидеть старые дуршлаги, ставшие основой для вышивки. 

Пример апсайклинга – старые вещи получают новую жизнь. Фото Юлии Семенченко

Как сделать свою «Школу без пластика»

Если ваша школа хочет присоединиться к инициативе «Школа без пластика», подумайте, что вы можете изменить уже сегодня. Это могут как простые решения, так и более сложные – сделайте то, что в ваших силах.
Если вам нужны подсказки, обратитесь за консультацией в Центр экологических решений. Сотрудница организации Мария Сума готова сделать «пластиковый» аудит учреждения образования и совместно со школьной инициативной группой разработать сценарии по первым изменениям (как это было в гимназии № 19 в Минске). 

Учреждения образования могут получить по запросу следующую поддержку:
 — помощь в проведении первичного аудита по использованию одноразового пластика в школе;
 — тематические консультации от Центра экологических решений по возможным мерам снижения использования пластика;
 — проведение в школе образовательной лекции по теме пластика;
 — образовательные материалы для педагогов;
 — образовательный плакат по теме пластика;
 — получение поддержки для реализации отдельных мероприятий по снижению использования одноразового пластика.

Для участия в программе «Школа без пластика» максимально подробно заполните электронную заявку. Если у вас появились вопросы, напишите на электронную почту greenmap@ecoidea.by

карта сайта