Фандоматы для ответственного потребления и реализации ESG-принципов - Цели устойчивого развития в Беларуси
Фандоматы для ответственного потребления и реализации ESG-принципов
20 февраля 2024
Цели устойчивого развития
  • ЦУР 11. Устойчивые города и общины
  • ЦУР 12. Ответственное потребление и производство
  • ЦУР 13. Борьба с изменением климата
Краткое описание

В 2023 году в Беларуси начала функционировать система фандоматов, предназначенных для сбора пластиковых бутылок и алюминиевых банок. Инициатива была запущена при участии компании «БАМэкспорт» и поддержана такими компаниями как «А-100 Девелопмент», «А-100 Комфорт», сеть магазинов «Соседи», онлайн-гипермаркет 21 vek.by.

В рамках этой инициативы установлены специальные устройства, которые принимают пластиковую тару объемом от 0,5 до 2 литров. Устройства автоматически считывают вес и штрихкод тары, подсчитывают ее общее количество. Вся важная информация отражается на специальном экране, а также на информационных указателях на самих фандоматах. Участники, сдавшие ПЭТ- бутылки и алюминиевые банки, получают экобонусы, которые в дальнейшем можно использовать для совершения покупок. Важным условием участия является наличие чистой тары с наклеенными этикетками со штрихкодом.

Подробное описание

    РЕГИОН РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ

    г. Минск, Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилевская области

    ТЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

    Экологическая устойчивость и управление ресурсами
    Технологии и инновации

    СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Основная цель внедрения фандоматов в Минске, реализуемой белорусской компанией «БАМэкспорт» в партнерстве с российским производителем фандоматов Ecoplatform, — стимулирование ответственного потребления и улучшение экологической ситуации в городах.

    С начала старта инициативы в ноябре 2023 г. в Минске было установлено 10 устройств для сбора пластиковых бутылок и алюминиевых банок, с планами расширения этой сети до 250 единиц к концу 2024 года. Вслед за Минском планируется установка тароприемников и в областных центрах Беларуси. Такое расширение проекта создаст возможности для более широкого распространения устойчивых моделей потребления и производства в разных частях страны. Фандоматы размещают рядом с жилыми зонами. Это делает процесс сдачи материалов более доступным, поскольку жители могут легко принести свою тару в ближайший пункт приема, не затрачивая много времени на дорогу.

    Для участия в программе сбора и переработки вторсырья через фандоматы пользователи должны скачать специальное мобильное приложение Ecoplatform, доступное в Google Play и App Store и идентифицироваться в нем по номеру телефона или QR-коду. После регистрации участник получает доступ к функциям приложения, включая отслеживание количества сданных бутылок и банок, информацию о текущих акциях и локациях фандоматов, а также о накопленных экобонусах и уровне персонального рейтинга. Полученные бонусы можно обменять на баллы карты «Купилка», получить промокод для услуг «А-100 Комфорт» или использовать скидку в онлайн-гипермаркете 21vek.by. Инициативой предусмотрен мониторинг заполнения фандоматов в режиме онлайн и оптимизация логистики для минимизации затрат на доставку вторсырья.

    КЛЮЧЕВЫЕ ШАГИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ:

    • Партнерство и поддержка. Налаживание сотрудничества с заинтересованными сторонами, включая местные власти, ритейлеров, застройщиков и производителей фандоматов, переработчиков пластика и алюминия.
    • Выбор местоположения. Выбор мест для установки фандоматов, учитывая их близость к жилым районам и высокую посещаемость.
    • Логистика и установка. Обеспечение доставки, установки и настройки фандоматов, а также интеграция с системами мониторинга.
    • Система вознаграждений. Разработка системы вознаграждений для поощрения использования фандоматов.
    • Оперативное управление. Организация мониторинга и обслуживания фандоматов, включая своевременную выгрузку собранного сырья.
    • Просвещение и маркетинг. Проведение информационных кампаний для повышения осведомленности об экологических преимуществах переработки.
    • Транспортировка собранной тары. Организация эффективной логистики для транспортировки собранной тары к переработчикам пластика и алюминия.
    • Сбор и анализ данных. Мониторинг эффективности фандоматов и сбор данных для оптимизации системы.
    • Развитие и масштабирование. Расширение сети фандоматов на основе анализа данных и обратной связи от пользователей.

     РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЛИЯНИЕ ИНИЦИАТИВЫ

    В результате реализации инициативы к январю 2024 года было собрано более 447 000 ПЭТ-бутылок и 79 000 алюминиевых банок, что позволило сэкономить 33,069 кг выбросов CO2.

    Внедрение фандоматов в Минске, инициированное бизнесом, служит практическим примером реализации ESG-принципов и демонстрирует, как частные инициативы могут гармонично сочетаться с государственными усилиями по защите окружающей среды и способствовать устойчивому развитию общества.

    Внедрение фандоматов и сопутствующего мобильного приложения значительно повышает осведомленность населения о важности экологически ответственного поведения и способствует формированию культуры устойчивого потребления. Система получения экобонусов и последующее их использование для покупок, мотивирует жителей к активному участию в процессе сбора, переработки и утилизации отходов. Также инициатива стимулирует расширение инфраструктуры переработки, что улучшает сотрудничество между различными участниками цепочки.

     

    Источники информации:

    1. tvr.by
    2. minsknews.by
    3. tochka.by

КАРТА САЙТА