27 ноября 2019
Цели устойчивого развития (ЦУР), принятые Организацией Объединенных Наций в 2015 году, представляют собой 17 целей со 169 индикаторами, над которыми Организация Объединенных Наций взяла на себя обязательство работать до 2030 года, чтобы обеспечить устойчивые позитивные изменения и свободу в таких общих областях, как население, планета, благополучие, мир и партнерство. Цель ЦУР – создать основу для программ развития, направленных на искоренение нищеты, голода, насилия и болезней и содействие распространению грамотности, равенства, прав человека, санитарии и гигиены, образования, физического, психического и социального благополучия. Эти цели должны основываться на Целях развития тысячелетия и работать в трех ключевых областях, определенных ООН для устойчивого развития, а именно: экономическое, социальное и экологическое развитие.
Инициатива ЦУР
В дополнение к реализации ЦУР 17 различных университетов работали над созданием инициативы по просвещению учащихся о ЦУР и о том, каким образом они могут способствовать их достижению. Coursera является основной платформой, где эти курсы предлагаются для широкой общественности в форме онлайн-классов для увеличения участия в работе по достижению ЦУР. В некоторых курсах есть практические задания совместно с локальными НГО или международными организациями, чья деятельность направлена на достижение ЦУР.
ЦУР и предлагаемые курсы обучения
ЦУР представляют собой 17 целей со 169 индикаторами, большинство из которых должны быть достигнуты к 2030 году. Эти цели направлены на обеспечение устойчивого экономического, социального и экологического развития в глобальном масштабе. С подробными отчетами об этих целях и прогрессе, достигнутом в их достижении, можно ознакомиться на сайте. Курсы, предлагаемые в рамках инициативы ЦУР, охватывают одну или несколько целей посредством массовых открытых онлайновых курсов (МООК).
Ликвидация нищеты (ЦУР 1)
Достижение этой цели заключается в ликвидации крайней нищеты к 2030 году и сокращении вдвое числа мужчин, женщин и детей, живущих в бедности. Цель также включает в себя осуществление мер социальной защиты в интересах всех людей, включая обеспечение и расширение равного экономического и социального доступа для всех людей и уменьшение уязвимости бедных слоев населения к таким ситуациям, как климатические явления и другие потрясения и бедствия.
Доступные курсы по ЦУР 1:
— Лейденский университет (партнерский проект ЦУР). Политическая экономика институтов и развитие. Практическое задание: участники проанализируют местную НГО и предложат возможные пути повышения эффективности.
— Тайваньский университет (партнерский проект ЦУР). Благополучие и права молодёжи. Практическое задание: работа с местными тайваньскими организациями, которые содействуют защите детей и молодежи и разрабатывают стратегии поощрения их прав.
Другие курсы:
1. Женевский университет: Права детей: Междисциплинарное введение.
2. Университет Осло: Перспективная практика в области международного развития.
3. Йоркский университет: Улучшение жизни детей: Сокращение масштабов детской нищеты и неравенства во всем мире.
4. Гарвардский университет: Защита детей: Права детей в теории и практике.
5. Копенгагенский университет: Цели в области устойчивого развития – глобальное, трансдисциплинарное видение будущего.
6. Лёвенский университет: Цели ООН в области устойчивого развития: междисциплинарное академическое введение.
Ликвидация голода (ЦУР 2)
Цель 2 – ликвидировать голод, обеспечить продовольственную безопасность и улучшение питания, содействовать устойчивому развитию сельского хозяйства. Эта цель направлена на ликвидацию голода и обеспечение доступа к безопасной и питательной пище для всех людей круглый год к 2030 году. Сюда также входит уменьшение недоедания, особенно среди детей в возрасте до пяти лет, девочек-подростков, беременных женщин и пожилых людей. Важная часть Цели 2 – увеличение доходов мелких фермеров и производителей, обеспечение устойчивых систем производства продовольствия и сохранение генетического разнообразия семян, растений и животных.
Доступные курсы по ЦУР 2:
— Университет Рединга. Наша голодная планета: сельское хозяйство, население и продовольственная безопасность.
1. Лейденский университет: Дистанционный мониторинг продовольственной безопасности.
2. Гарвардский университет: Защита детей: Права детей в теории и практике.
3. Копенгагенский университет: Цели в области устойчивого развития – глобальное, трансдисциплинарное видение будущего.
4. Университет Лёвена: Цели ООН в области устойчивого развития: междисциплинарное академическое введение.
Хорошее здоровье и благополучие (ЦУР 3)
Цель 3 – хорошее здоровье и благополучие: обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте. Это означает снижение материнской смертности, предотвратимой смертности новорожденных и детей в возрасте до пяти лет, а также борьбу с эпидемиями СПИДа, малярии, туберкулеза, тропических заболеваний, гепатита, болезней, передаваемых через воду, и других инфекционных заболеваний. Это сокращение преждевременной смертности от инфекционных заболеваний, профилактика и лечение наркомании и токсикомании, сокращение вдвое числа смертей и травм в результате дорожно-транспортных происшествий. Эта цель также направлена на содействие глобальному доступу к услугам в области сексуального и репродуктивного здоровья, обеспечение всеобщего охвата услугами здравоохранения и сокращение числа смертей от опасных химических веществ в воздухе, воде и почве.
Доступные курсы по ЦУР 3:
Лейденский университет (партнерский проект ЦУР). Демистификация осознанности. Практическое задание: создать реальный проект по распространению практик осознанности.
1. Университет Кейптауна: Донорство органов: От смерти к жизни.
2. Копенгагенский университет: Диабет – основные факты; Введение в глобальное здравоохранение.
3. Женевский университет: Здоровье человека и животных в экосистеме; Эбола; Вирус Зика; Здоровье человека и экосистемы: междисциплинарный обзор состояния здоровья на глобальном уровне.
4. Манчестерский университет: Политика в области водоснабжения и санитарии в развивающихся странах. Часть 1: Понимание сложных проблем; политика в области водоснабжения и санитарии в развивающихся странах. Часть 2: Разработка эффективных мер вмешательства.
5. Утрехтский университет: Эбола: базовые знания для работников здравоохранения.
6. Гарвардский университет: Защита детей: Права детей в теории и практике.
7. Копенгагенский университет: Цели в области устойчивого развития – глобальное, трансдисциплинарное видение будущего.
8. Университет Лёвена: Цели ООН в области устойчивого развития: междисциплинарное академическое введение.
Качественное образование (ЦУР 4)
Цель 4 – качественное образование: обеспечение инклюзивного и справедливого качественного образования и содействие расширению возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех. Первая задача этой цели заключается в обеспечении того, чтобы все дети получали бесплатное, справедливое и качественное начальное и среднее образование. Эта цель также направлена на обеспечение того, чтобы все дети имели доступ к качественному дошкольному образованию и уходу, обеспечение доступа к недорогостоящей профессиональной подготовке (включая высшее образование) для всех людей и увеличение числа молодых людей и взрослых, имеющих соответствующие навыки для трудоустройства. Эта цель также направлена на ликвидацию гендерного неравенства в сфере образования, а также значительной доли неграмотности среди молодежи и взрослых. В соответствии с этой целью все учащиеся получат знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию и создания безопасных и надежных учебных заведений.
Доступные курсы по ЦУР 4:
— Тайваньский университет (партнерский проект ЦУР): Благополучие и права молодежи.
1. Университет Макмастера: Эксперименты по улучшению качества жизни.
2. Женевский университет: Права человека и права детей: междисциплинарное введение.
3. Гарвардский университет: Защита детей: Права детей в теории и практике.
4. ЮНИСЕФ: Социальные нормы, социальные изменения.
6. Университет Лёвена: Цели ООН в области устойчивого развития: междисциплинарное академическое введение.
Гендерное равенство (ЦУР 5)
Цель 5 – гендерное равенство: достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек. Эта цель направлена на прекращение глобальной дискриминации в отношении женщин и девочек, ликвидацию всех форм насилия в отношении женщин и девочек и вредных практик в отношении женщин и девочек, таких как детские браки и калечащие операции на женских половых органах. Также в эту цель входит обеспечение полного и эффективного участия женщин на всех политических, экономических и государственных уровнях принятия решений и всеобщий доступ к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья.
Доступные курсы по ЦУР 5:
Тайваньский университет (партнерский проект ЦУР): Благополучие и права молодежи.
1. Женевский университет: Права человека и права детей: Междисциплинарное введение.
2. Университет Маккуари: Большая история – разнообразие и инклюзивность.
5. Стэнфордский университет: Здоровье женщин и права человека.
6. ЮНИСЕФ: Социальные нормы, социальные изменения.
Чистая вода и санитария (ЦУР 6)
Цель 6 – чистая вода и санитария: обеспечение наличия и устойчивого управления водными ресурсами и санитарией для всех. Эта цель направлена на обеспечение равного доступа к безопасной и недорогостоящей питьевой воде для всех людей, а также на обеспечение надлежащей санитарии и гигиены для всех. Это означает улучшение качества воды за счет снижения уровня загрязнения и повышения эффективности водопользования, а также управление водными ресурсами и восстановление связанных с водой экосистем.
Доступные курсы по ЦУР 6:
1. Женевский университет: Управление водными ресурсами и политика в области водных ресурсов; Экосистемные услуги: метод устойчивого развития; Здоровье населения мира: междисциплинарный обзор.
2. Манчестерский университет: Политика в области водоснабжения и санитарии в развивающихся странах. Часть 1: Понимание сложных проблем; политика в области водоснабжения и санитарии в развивающихся странах. Часть 2: Разработка эффективных мер вмешательства.
4. Копенгагенский университет: Цели в области устойчивого развития – глобальное, трансдисциплинарное видение будущего.
5. Университет Лёвена: Цели ООН в области устойчивого развития: междисциплинарное академическое введение.
Доступная и экологически чистая энергия (ЦУР 7)
Цель 7 – доступная и чистая энергия: обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех. Эта цель направлена на то, чтобы все люди имели доступ к недорогостоящим, надежным и современным источникам энергии и увеличивали долю возобновляемых источников энергии. В цель также входит удвоение темпов повышения энергоэффективности за счет расширения международного сотрудничества в области доступа к исследованиям и технологиям в области чистой энергии и за счет улучшения инфраструктуры.
Доступные курсы по ЦУР 7:
1. Кейптаунский университет: Смягчение последствий изменения климата в развивающихся странах.
2. Женевский университет: Управление водными ресурсами и политика в области водных ресурсов.
Достойная работа и экономический рост (ЦУР 8)
Цель 8 – достойная работа и экономический рост. Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех. Эта цель направлена на поддержание экономического роста в расчете на душу населения и рост валового внутреннего продукта в наименее развитых странах. Она также направлена на оказание странам помощи в достижении более высоких уровней экономической производительности посредством диверсификации, технологической модернизации и т.д., а также на поощрение ориентированных на развитие стратегий в поддержку производственной деятельности, создания достойных рабочих мест, предпринимательства, творчества и инноваций. В цель также входит повышение глобальной эффективности использования ресурсов в области потребления и производства, обеспечение полной и производительной занятости и достойной работы для всех, а также сокращение число молодых людей, не задейстованных в сфере занятости, образования или профессиональной подготовки. Также сюда относится искорение принудительного труда, современного рабства и торговли людьми, а также способствование созданию безопасных и надежных условий труда, защите трудовых прав, развитию устойчивого туризма и укреплению потенциала национальных финансовых институтов.
Доступные курсы по ЦУР 8:
— Кейптаунский университет (партнерский проект ЦУР): Стать преобразователем: введение в социальные инновации. Практическое задание: участники работают над собственным проектом по созданию социальной инновации или предприятия.
1. Университет Макмастера: Финансирование для всех: решения; рынки; ценность; задолженность.
2. Копенгагенский университет: Цели в области устойчивого развития – глобальное, трансдисциплинарное видение будущего.
3. Университет Лёвена: Цели ООН в области устойчивого развития: междисциплинарное академическое введение.
Индустрализация, инновации и инфраструктура (ЦУР 9)
Цель 9 – индустриализация, инновации и инфраструктура. Создание устойчивой инфраструктуры, содействие всеохватывающей и устойчивой индустриализации и стимулирование инноваций. Эта цель направлена на расширение и совершенствование инфраструктуры в поддержку экономического развития и благосостояния человека, а также на содействие всеохватывающей и устойчивой индустриализации. Цель заключается в расширении доступа к финансовым услугам для малых промышленных предприятий, расширении использования чистых технологий и промышленных процессов, а также в активизации исследований, модернизации технологий и инноваций.
Доступные курсы по ЦУР 9:
— Кейптаунский университет (партнерский проект ЦУР): Стать преобразователем: введение в социальные инновации.
— Копенгагенский университет: Цели в области устойчивого развития – глобальное, трансдисциплинарное видение будущего.
— Университет Лёвена: Цели ООН в области устойчивого развития: междисциплинарное академическое введение.
Уменьшение неравенства (ЦУР 10)
Цель 10 – Уменьшение неравенства. Сократить неравенство как внутри стран, так и между ними. Эта цель сосредоточена на увеличении и поддержании роста доходов 40% населения, относящегося к нижним слоям общества, а также на поощрении глобальной интеграции, обеспечении равных возможностей и сокращении неравенства в законодательстве и политике, которое будет способствовать равенству и социальной защите. Цель заключается также в совершенствовании регулирования и укреплении глобальных финансовых рынков, расширении представленности развивающихся стран в глобальных процессах принятия решений и содействии безопасной, упорядоченной и ответственной миграции и мобильности людей.
Доступные курсы по ЦУР 10:
— Лейденский университет (партнерский проект ЦУР): Политическая экономика институтов и развитие. Практическое задание: участники проанализируют местную НГО и предложат возможные пути повышения эффективности.
2. Лондонский университет: Глобальная дипломатия – дипломатия в современном мире.
3. Университет Маккуари: Большая история – разнообразие и инклюзивность.
5. Стэнфордский университет: Международное здоровье женщин и права человека.
Устойчивые города и населённые пункты (ЦУР 11)
Цель 11 – устойчивое развитие городов и населённых пунктов. Сделать города и населённые пункты инклюзивными, безопасными, жизнеспособными и устойчивыми. Эта цель направлена на обеспечение доступа к безопасному и недорогостоящему жилью для всех, доступа к безопасному и недорогостоящему транспорту для всех.
Доступные курсы по ЦУР 11:
— Лейденский университет (партнерский проект ЦУР): Политическая экономика институтов и развитие.
— Лундский университет (партнерский проект ЦУР). Экологизация экономики: устойчивые города. Практическое задание в партнестве с WWF и ICLEI.
1. Женевский университет: Экосистемные услуги: метод устойчивого развития.
Ответственное потребление и производство (ЦУР 12)
Цель 12 – ответственное потребление и производство. Обеспечение устойчивых моделей потребления и производства. Эта цель включает достижение устойчивого управления природными ресурсами. Она также стремится к сокращению глобальных продовольственных отходов наполовину, достижению экологически обоснованного регулирования химических веществ и отходов, сокращению объема отходов в целом и поощрению компаний к внедрению устойчивых методов хозяйствования. Эта цель будет также способствовать внедрению практики устойчивых закупок и повышению информированности и осведомленности об устойчивом развитии и образе жизни.
Доступные курсы по ЦУР 12:
— Лундский университет (партнерский проект ЦУР): Экологизация экономики: устойчивые города.
— Копенгагенский университет: Цели в области устойчивого развития –глобальное, трансдисциплинарное видение будущего.
Изменение климата (ЦУР 13)
Цель 13 – изменение климата: принять срочные меры по борьбе с изменением климата и его последствиями. Эта цель направлена на укрепление потенциала для борьбы с опасными климатическими явлениями и стихийными бедствиями, а также на интеграцию мер, связанных с изменением климата, в национальную политику и совершенствование просвещения и осведомленности по вопросам изменения климата и его последствий.
Доступные курсы по ЦУР 13:
1. Университет Аризоны: Биосфера 2. Наука на службе будущего нашей планеты.
2. Кейптаунский университет: Смягчение последствий изменения климата в развивающихся странах.
3. Чикагский университет: Глобальное потепление.
4. Женевский университет: Экосистемные услуги: метод устойчивого развития.
6. Копенгагенский университет: Цели в области устойчивого развития – глобальное, трансдисциплинарное видение будущего.
7. Университет Лёвена: Цели ООН в области устойчивого развития: междисциплинарное академическое введение.
Сохранение морских экосистем (ЦУР 14)
Цель 14 – сохранение морских экосистем. Сохранение и неистощительное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития. Задачи этой цели сосредоточены на предотвращении и сокращении загрязнения морской среды, управлении морскими и прибрежными экосистемами и их защите, а также сведении к минимуму последствий закисления океана. Она также стремится регулировать промысел и положить конец избыточному лову рыбы (оверфишингу), а также сохранить к 2020 году не менее 10% морских и прибрежных районов и запретить некоторые виды оверфишинга. Также сюда входит увелчение экономических выгод для малых островных развивающихся государств и других развивающихся стран за счет устойчивого использования морских ресурсов.
Доступные курсы по ЦУР 14:
— Женевский университет: Управление водными ресурсами и политика в области водных ресурсов.
Сохранение экосистем суши (ЦУР 15)
Цель 15 – сохранение экосистем суши: защита, восстановление и поощрение устойчивого использования наземных экосистем, неистощительное ведение лесного хозяйства, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение утраты биоразнообразия. Сюда также входит работа над уменьшением деградации природных местообитаний, содействование справедливому распределению генетических ресурсов, прекращение браконьерства и незаконного оборота охраняемых видов, а также предотвращение интродукцию чужеродных видов и негативного воздействия на различные экосистемы; содействие интеграции ценностей экосистем и биоразнообразия в процессы планирования и развития.
Доступные курсы по ЦУР 15:
Мир, правосудие и эффективные институты (ЦУР 16)
Цель 16 – мир, справедливость и сильные институты: содействовать построению мирных и инклюзивных обществ в интересах устойчивого развития, обеспечивать доступ к правосудию для всех и создавать эффективные, подотчетные и инклюзивные институты на всех уровнях. Эта цель заключается в сокращении всех форм насилия и насильственной смертности, прекращении жестокого обращения, торговли детьми и их эксплуатации, а также в поощрении верховенства права на всех уровнях для обеспечения доступа к правосудию. Сюда входит сокращение незаконных финансовых потоков и потоков оружия, сокращение масштабов коррупции и взяточничества, а также развитие подотчетных и прозрачных институтов. Кроме того, эта цель направлена на обеспечение оперативного, инклюзивного и партисипативного принятия решений на всех уровнях, расширение участия стран в процессе принятия решений.
Доступные курсы по ЦУР 16:
— Лейденский университет (партнерский проект ЦУР): Политическая экономика институтов и развитие
1. Женевский университет: Права человека и права детей: междисциплинарное введение; Управление водными ресурсами и политика в области водных ресурсов.
2. Лейденский университет: Изменение глобального порядка; Политика и её реализация в ЕС; Федерализм и децентрализация: оценка африканской истории; Наследие под угрозой; Международное право в действии, часть 1: руководство для международных судов и трибуналов в Гааге; Международное право в действии, часть 2: расследование и судебное преследование международных преступлений; Век Рузвельта; Проблемы безопасности и охраны в глобализованном мире; Терроризм и борьба с терроризмом: сравнение теории и практики.
3. Лондонский университет: Глобальная дипломатия – дипломатия в современном мире.
4. Рутгерский университет: Революционные идеи: Утилитарность, справедливость, равенство, свобода.
5. Университет Тайваня: Благополучие и права молодежи.
6. Утрехтский университет: Права человека для открытых обществ.
7. Гарвардский университет: Защита детей: права детей в теории и практике.
8. Копенгагенский университет: Цели в области устойчивого развития – глобальное, трансдисциплинарное видение будущего.
9. Академия ЦУР: Экологическая безопасность и поддержание мира.
10. Университет Лёвена: Цели ООН в области устойчивого развития: междисциплинарное академическое введение.
Партнёрство в интересах устойчивого развития (ЦУР 17)
Цель 17 – партнёрство для достижения целей устойчивого развития: укрепить средства осуществления и активизировать глобальное партнерство в интересах устойчивого развития. Эта цель охватывает конкретные области финансов, технологий, наращивания потенциала, торговли и системных вопросов. В области финансов эта цель предусматривает активизацию работы по мобилизации внутренних ресурсов, полное выполнение обязательств по оказанию помощи в целях развития в развивающихся странах и расширение финансовой помощи и доступа для развивающихся стран. Эта цель направлена на расширение регионального и международного сотрудничества и доступа к науке, технике и инновациям, а также на поощрение экологически безопасных технологий и полное внедрение механизмов для совершенствования техники и наращивания потенциала в области науки и инноваций. Задача по наращиванию потенциала сосредоточена на усилении международной поддержки в развивающихся странах. В области торговли эта цель направлена на содействие созданию универсальной, инклюзивной торговой системы в рамках Всемирной торговой организации, увеличение экспорта развивающихся стран и обеспечение развивающимся странам беспошлинного/квотируемого доступа на рынки. Цели в отношении согласованности политики и институциональной структуры сосредоточены на укреплении глобальной макроэкономической стабильности, повышении согласованности политики, укреплении глобального партнерства в области устойчивого развития, поощрении эффективных партнерств между государственным и частным секторами и гражданским обществом.
Доступные курсы по ЦУР 17:
— Университет Аризоны (партнерский проект ЦУР): Орбитальная перспектива. Практическое задание: проект, объединяющий астронавтов, ученых, экспертов, философов, инженеров, студентов и простых граждан, чтобы задуматься о позитивном будущем и действовать для его достижения. В рамках этого проекта будет поощряться применение глобального системного подхода, который рассматривает нашу планету всеобъемлющим образом.
КАРТА САЙТА