12 июля 2022
12 июля 2022 года на заседании Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию Республика Беларусь представила второй Добровольный национальный обзор о выполнении Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
В презентации Беларуси был сделан акцент на пять Целей устойчивого развития, которые затрагивают образование (ЦУР 4), гендерную проблематику (ЦУР 5), морские экосистемы (ЦУР 14), экосистемы суши (ЦУР 15), партнерское взаимодействие (ЦУР 17) и определены приоритетными для рассмотрения на заседании Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию Республика Беларусь в 2022 году.
В выступлении Республики Беларусь было отмечено, что в 2017 году в Беларуси создана и эффективно функционирует многоступенчатая национальная архитектура по достижению Целей устойчивого развития. Большинство целей и задач устойчивого развития заложены в основные стратегические и программные документы Беларуси. Цели устойчивого развития сквозной темой проходят в Национальной стратегии устойчивого развития на период до 2035 года. К ключевым задачам, которые определены в НСУР 2035, относятся: достижение высоких стандартов уровня жизни населения; качественный рост экономики на новой цифровой базе; формирование конкурентной среды; создание комфортных условий для жизнедеятельности и развития личностного потенциала; сохранение природных систем.
С конца 2020 года Республика Беларусь выполняет Повестку дня – 2030 в условиях беспрецедентного санкционного давления западных стран. Незаконные односторонние принудительные меры безосновательно затрудняют возможности по реализации Беларусью своего права на развитие и ставят под угрозу достигнутые результаты Беларуси.
ЦУР 4 «Качественное образование»
В Беларуси образование является приоритетным направлением государственной политики, поэтому Беларусь прогнозируемо демонстрирует стабильно высокие достижения в сфере образования. Принцип инклюзивности играет важную роль в обеспечении равного доступа к получению образования для всех обучающихся. Граждане Беларуси имеют право на получение бесплатного общего среднего образования; в стране функционируют свыше 7,3 тыс. учреждений образования, в которых обучаются около 2 млн. детей, учащихся и студентов. Растет экспорт образовательных услуг: в Беларуси обучаются более 30 тыс. иностранных граждан из 107 стран. Развивается «цифровое образование» как для повышения навыков в IT-сфере, так и для адаптации населения к цифровым преобразованиям. Проводится работа по развитию и совершенствованию интегрированного обучения и воспитания, по включению детей с нарушениями в развитии в совместное со здоровыми сверстниками образование и досуг. Образовательный процесс уделяет особое внимание социализации молодежи, воспитании личности, формировании ее мировоззрения.
ЦУР 5 «Гендерное равенство»
Реализация гендерной политики в Беларуси основана на соблюдении национальных интересов, принципов международного права и прав человека, поддержке традиционных ценностей и устоев белорусского общества. Неотъемлемая часть государственной политики Беларуси в выполнении международных обязательств в гендерной сфере – это продвижение вопросов равных прав и обязанностей мужчин и женщин. Высокие позиции в международных рейтингах обусловлены, в том числе, высоким уровнем участия женщин в принятии решений. Женщинам, включая в сельской местности, оказывается содействие в развитии предпринимательства, в том числе путем выделения государством безвозмездных субсидий. Действующий Национальный план по обеспечению гендерного равенства направлен на развитие социальных условий для полной реализации потенциала женщин и мужчин. Разработана и внедряется Национальная модель репродуктивного здоровья и планирования семьи в Беларуси, которая включает организацию службы мужского здоровья. Беларусь прилагает усилия по противодействию гендерному насилию. В стране практически отсутствует гендерный разрыв в уровне пенсионного обеспечения.
ЦУР 14 «Сохранение морских экосистем»
Не имея выхода к морям, Беларусь вносит вклад в сохранение морских экосистем посредством охраны трансграничных рек, содействуя сохранению акваторий Балтийского и Черного морей. В Беларуси разработан принцип бассейнового управления водными ресурсами, что предполагает управление речными бассейнами и улучшение экологического статуса поверхностных водных объектов. Результатом работы должно стать присвоение в 2025 году экологического статуса «хорошего и выше» до 75 % водных ресурсов.
ЦУР 15 «Сохранение экосистем суши»
Беларусь входит в десятку лесных государств Европы; ведение лесного хозяйства без лесоустроительного проекта запрещено на законодательном уровне. В стране действует система особо охраняемых природных территорий, в том числе имеющих трансграничный характер. В связи со строительством Польшей заградительных барьеров на белорусско-польской границе, часть которых затронет территорию объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Беловежская пуща», Беларусь обеспокоена сохранностью этого реликтового леса, его биологического разнообразия и сложившейся экосистемы. Особое внимание уделяется охране и использованию торфяников, достижению нейтрального баланса деградации земель. Ежегодно сокращается площадь земель, подверженных различным видам деградации почв. Ведется целенаправленная работа по восстановлению сельскохозяйственных земель на территории, пострадавшей от аварии на ЧАЭС: почти 20 тысяч гектаров возвращено в оборот.
ЦУР 17 «Партнерство в интересах устойчивого развития»
Достижение Целей устойчивого развития – амбициозная задача для каждого государства, не выполнимая поодиночке. Поэтому для Беларуси объединяющей темой остается ЦУР 17. Беларусь рассчитывает на то, что стремление к выполнению этой цели объединит всех акторов международных отношений в реализации позитивной международной повестки.
Беларусь намерена продолжать целенаправленные шаги для достижения Целей устойчивого развития, придерживаясь принципа о том, что они должны быть вне политики.
Подробнее о Добровольном национальном обзоре можно ознакомиться по ссылке: https://sdgs.by/voluntary/.
КАРТА САЙТА