Международный опыт проведения оценки проектов нормативных правовых актов на соответствие Целям устойчивого развития - Цели устойчивого развития в Беларуси

Международный опыт проведения оценки проектов нормативных правовых актов на соответствие Целям устойчивого развития

10 ноября 2024

Одним из современных направлений совершенствования законодательства в контексте устойчивого развития является проведение оценки проектов нормативных правовых актов (НПА) на соответствие Целям устойчивого развития (ЦУР). Государства, взявшие на себя обязательства по выполнению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, стремятся гармонизировать свое национальное законодательство с глобальными целями. Однако на сегодняшний день лишь в немногих странах разработаны и действуют специальные механизмы для оценки соответствия разрабатываемых НПА ЦУР. Среди таких стран Королевство Бельгия, Греческая Республика, Великое Герцогство Люксембургское, Королевство Нидерландов, Федеративная Республика Германия.

Как правило, для проведения оценки проектов НПА на соответствие ЦУР разрабатываются специальные вопросники. Большинство вопросов являются закрытыми и подразумевают ответ в формате «да» или «нет». Такой подход требует тщательной и исчерпывающей формулировки всех вопросов при разработке вопросника, однако упрощает саму оценку проектов НПА и позволяет обеспечить однообразность при заполнении. В то же время предусмотрены и вопросы, ответы по которым возможно предоставить в свободной форме, или предусмотрена возможность включить в вопросник сопровождающие комментарии. Это позволяет учесть нюансы, которые могут выходить за рамки вопросника.

Королевство Бельгия

В Королевстве Бельгия производится оценка социальных, экономических и экологических последствий принятия НПА с учетом ЦУР. Предусмотрено заполнение вопросника по воздействию проекта НПА на 21 ключевое направление, каждое из которых затрагивает определенные ЦУР: борьба с бедностью (ЦУР 1), равенство возможностей и социальная сплоченность (ЦУР 4 и 10), гендерное равенство (ЦУР 4 и 5), здоровье (ЦУР 3) и т.д. При этом, хотя содержание вопросника не ограничено ЦУР и расширено в целом на экономические, социальные, экологические и иные последствия, ЦУР стали базой для формирования вопросов.

Для каждого из 21 направления необходимо проставить отметку о наличии положительного или отрицательного воздействия, а также при необходимости предоставить дополнительные пояснения в свободной форме. Для упрощения заполнения вопросника разработано специальное руководство, которое содержит дополнительные вопросы, ключевые понятия, индикаторы, механизмы достижения ЦУР. Отчет по итогам проведения оценки может быть предоставлен в Комитет по оценке воздействия для получения рекомендаций в рамках разработки проекта НПА.

Федеративная Республика Германия

В Федеративной Республике Германия для каждого проекта НПА необходимо провести оценку на соответствие ЦУР. Для этого разработана специальная электронная платформа «Электронная проверка соответствия устойчивому развитию» (eNAP), интегрированная с системой электронного законодательства Германии.

Платформа eNAP представляет собой вопросник, состоящий из 17-ти разделов (для каждой ЦУР). Оценка в рамках eNAP основана на ЦУР, адаптированных под национальный контекст. Так, в Германии для каждой ЦУР сформулирована как минимум одна национальная цель, которая является наиболее актуальной для государства. Каждая из целей дополнена конкретными задачами и индикаторами оценки прогресса.

Пользователю платформы eNAP предлагается изучить информацию о национальных целях и индикаторах и ответить в формате «да/нет» на два вопроса: 1. имеет ли соответствующая ЦУР отношение к предлагаемому проекту НПА? 2. соответствует ли предлагаемый проект НПА указанным индикаторам? В случае положительного ответа на первый вопрос пользователю необходимо описать предполагаемое воздействие проекта НПА на соответствующую ЦУР.  

Согласно Стратегии устойчивого развития Германии, платформа eNAP должна использоваться при разработке любых проектов НПА. В исключительных случаях оценка может не производиться с согласия уполномоченного координатора государственного органа по вопросам устойчивого развития.

Для целей продвижения ЦУР и их комплексного внедрения в нормотворческий процесс и процесс разработки государственной политики в Германии создан Парламентский консультативный совет по вопросам устойчивого развития, который участвует в оценке воздействия проектов НПА на соответствие ЦУР.

Греческая Республика

В Греческой Республике в рамках оценки последствий принятия проекта НПА и (или) мер государственной политики проводится оценка экономических, социальных, экологических и институциональных аспектов в контексте ЦУР. Ответственному лицу необходимо проставить отметку напротив каждой из 17 ЦУР, которая может быть затронута проектом НПА или предлагаемыми мерами государственной политики. Дальнейший анализ проводится на основе социальных, экономических и экологических индикаторов, включая как национальные индикаторы достижения ЦУР, так и иные общегосударственные показатели. По результатам анализа заполняется таблица, в которой отмечаются наличие рисков и возможные инструменты их минимизации, устранения и контроля. Отчет об оценке воздействия проекта НПА или предлагаемых государственных мер подготавливается с помощью специальной электронной платформы, без заполнения вопросников.  Использование платформы позволяет унифицировать и оптимизировать проведение оценки для различных НПА и государственных мер. Кроме того, на платформе осуществляется хранение всех отчетов об оценке регулирующего воздействия, что позволяет создать базу знаний о воздействии всех принятых НПА для совершенствования законотворчества.

Великое Герцогство Люксембургское 

Для оценки воздействия проектов НПА на ЦУР в Великом Герцогстве Люксембургском используются два вопросника (общий и расширенный). Выделены 10 приоритетных сфер для анализа, среди которых, например, инклюзивность и доступное образование, общественное здоровье, устойчивое потребление и производство, диверсификация экономики и пр.

В общем вопроснике необходимо дать ответы на следующие вопросы:

  • оказывает ли проект НПА воздействие на какую-либо из вышеуказанных сфер? (в случае положительного ответа необходимо описать возможные положительные и отрицательные последствия);
  • какие категории населения пострадают от отрицательного воздействия?
  • какие меры предусмотрены для смягчения отрицательных последствий и каким образом возможно усилить положительные последствия?

Дополнительно предлагается к заполнению более подробный Вопросник оценки воздействия проектов НПА на достижение ЦУР в Великом Герцогстве Люксембургском, который позволяет комплексно проанализировать влияние проекта НПА на устойчивое развитие. Заполнение расширенного вопросника не является обязательным, однако рекомендуется в случае, если ожидается существенное воздействие проекта НПА на достижение ЦУР.

Королевство Нидерландов 

В Королевстве Нидерландов оценка государственной политики и проектов НПА на соответствие ЦУР проводится в рамках существующей Рамочной системы комплексной оценки регулирования, которая применяется в Нидерландах в качестве единого инструмента для оценки регулирующего воздействия предлагаемых направлений государственной политики и проектов НПА. Оценка воздействия на достижение ЦУР представлена в виде перечня вопросников (например, вопросник для оценки воздействия на гендерное равенство, вопросник для оценки воздействия на развивающиеся страны и др.).  Тематика вопросников разработана с учетом приоритетных направлений устойчивого развития и уже сформированной методологии оценки регулирующего воздействия.

КАРТА САЙТА